К основному контенту

Психология продаж. Пойди в продажи!


Не секрет, что 20% медицинских представителей вербуют 80% высокопотенциальных врачей, то есть «лоялят» их, стимулируя назначать продукты компании.
Что за люди эти 20%, какими качествами они обладают, почему у них получается лучше, чем у других?

1.1. Внутренние факторы успеха медицинского представителя

Ответ на это вопрос очень важен, ведь если его не найти, тогда невозможно понять, что мы должны развивать и как.
Существуют 4 внутренних фактора, влияющие на успех.
Знания
Личностные факторы
Навыки
Мотивация
Начнем со знаний. Все мы понимаем, что медицинский представитель должен знать нужные для продвижения продуктов вещи. Как правило, 90% необходимой на визите информации можно почерпнуть из грамотно составленного компейн бука, если, конечно, повезло с продакт-менеджером и он действительно хорошо написан. Но лишь одних знаний недостаточно, более того, я неоднократно был свидетелем ситуации, когда знания хромали, а с продажами все шло хорошо… С другой стороны, они действительно важны, тем более что знания сейчас стали слишком доступными, ими никого не удивишь. Мы живем в техногенном гиперскоростном мире, знания быстро устаревают и теряют актуальность, кроме того, у знаний есть одна неприятная черта — они забываются… Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что знания очень скоро перестанут быть конкурентным преимуществом медицинского представителя. Отпадет надобность отлично владеть множеством иностранных языков — появятся удобные портативные переводчики, медпредставитель составленного все «техногеннее и планшетизированнее», с возможностью ответить на любой вопрос врача одним нажатием клавиши в течение нескольких секунд. Доступность информации становится нормой жизни. Причем IT-инновации прямо связаны с деньгами и с облегчением нашего труда, а раз так, то наука будет двигаться вперед достаточно быстро. Вспомните: когда человек впервые полетел в космос, все говорили, что путешествия на Луну вскоре станут не сложнее, чем слетать в Египет, но этого не произошло. Кому нужна Луна, кроме ученых и чудаковатых миллионеров, мечтающих, чтобы было, что рассказать детям? Таким образом, сами по себе знания достаточно быстро обесцениваются. К примеру, недавно я разговаривал со своим невероятно эрудированным другом, и он забыл режиссера кинофильма «Москва слезам не верит», долго мучился и вспоминал, а я тем временем незаметно вошел в Интернет на своем айфоне и уверенно выдал — Владимир Валентинович Меньшов. Заподозрив неладное, он возмутился: «Так нечестно, ты подсмотрел в Интернете!». Может быть, и нечестно, зато быстро и достоверно.
Не стоит забывать и о том, что знания по-разному воспринимаются и интерпретируются. К примеру, помните песню «Вологда»:


Вижу, вижу алые кисти рябин
Вижу, вижу дом ее номер №1
Знаю, знаю точно, где мой адресат В доме, где резной палисад.
Жители Вологды точно знают, что в их городе есть единственный дом №1, и это — психиатрическая больница. И данный факт кардинально меняет восприятие песни.
Так что знание не всегда играет ведущую роль. Гораздо больше зависит от такой вещи, как навык. И это очень упрямая штука, потому что он вырабатывается посредством многократных, причем правильных, повторений.
Легче всего понять, как вырабатывается навык, в такой сугубо навыковой игре как бильярд. Представьте себе человека, который захотел научиться играть. Он пришел в зал и начал тренироваться. В какую позу он стал для того, чтобы ударить по шару? Конечно же, в ту позу, которая ему удобна, то есть в неправильную. Потому что правильная бильярдная поза вначале крайне неудобна. Вот так наш герой закрепил неправильный навык и продолжает тренироваться. Со временем его игра всетаки становится лучше, и на каком-то этапе он достигает своего навыкового потолка, после которого, сколько ни тренируйся, но из этого положения уже лучше не сыграешь. Однако его ничто не смущает, он играет неплохо в кругу своих друзей, которые тоже учились играть сами, сформирована зона комфорта. Что же должно произойти, чтобы наш герой изменил навык и переставил руки и ноги? Ответ прост: должен появиться противник. К примеру, герой играет уже 5 лет и неожиданно проигрывает противнику, который играет всего месяц (правда, этому игроку профессиональный тренер выставил руки и ноги так, как нужно, и сразу научил правильно бить). Какие чувства он испытает? Вначале — агрессию и неприятие факта. Потом, после повторных поражений, начнется поиск оправданий, причем в системе трехмерной графики 3D: оправдания, связанные с обстоятельствами, например, «плохой кий», «плохое освещение стола», «не мой день — обычно мне везет в пятницу, а сегодня четверг» и т.д. После этого пойдут оправдания в системе «включенные в ситуацию люди», к примеру: «ты под руку говоришь во время удара», «если бы ко мне вовремя подошел официант, я бы уже выигрывал», «вон та девушка за соседним столом сексуально наклоняется в момент удара, и это меня отвлекает» и т.д. И, наконец, когда два эти измерения поиска оправданий будут успешно пройдены, человек обращает внимание на себя: «Может быть, нужно чтото делать лучше?». При оптимистическом сценарии наш герой придет к тому, что пора менять позу и «переставлять руки», и даже пойдет к тренеру, который научит все делать по-новому. Но и тут не все просто — как изменится игра в начальных фазах выработки нового навыка? Парадоксально, но вначале игра станет хуже, переучиваться всегда сложно, и 80% людей после первичного ухудшения принимают критически неправильное решение: «Ну вас в баню, буду играть, как играл!». Однако если это первичное ухудшение пройти достойно, то дальнейшие результаты вырастут в разы!
Возьмите любой новый жизненный стереотип, к примеру, открытие своего дела. Первые несколько лет нужно вкладывать и во всем себе отказывать, только потом финансовое благосостояние начинает расти… Здесь я не имею в виду чиновников-бизнесменов, где все проще: украл завод или землю — и все, бизнес удался. Так, жена, которая любит своего мужа, а он, не дай бог, ушел к другой, должна помнить о том, что самый ответственный момент — это первые 6 месяцев. В этот период нужно попытаться его вернуть (если есть желание, конечно), пока еще не сформировался новый навык, пока он «покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал»… Скорее всего, муж привык, что именно в том месте висит наглаженная рубашка, а на завтрак его ждет пусть не самая изысканная, но привычная яичница с беконом, а тут, просыпаясь в объятиях новой любимой, он всего этого не находит… Кстати, эта тема отлично раскрыта в фильме «Любовь и голуби». Помните: «А я бы сейчас горбушечкой отравился?».
Вообще все, что мы делаем по принципу удобства и импульса, в основном не работает на развитие и является неправильным. Распространенные случаи импульсивного решения: нас кусает собака за руку, мы ее отдергиваем, а по сути ведь нужно наоборот — засунуть руку глубже, чтобы собака сама разомкнула челюсти. Человек при ранении холодным оружием достает ранящий предмет из тела, нанося себе дополнительные повреждения, а нужно прибинтовать и найти хирурга. Когда нас заносит на автомобиле, мы крутим руль в противоположную сторону, а нужно крутить в сторону заноса. Когда мы решаемся бегать по утрам, нам хочется быстро остановиться, а нужно какое-то время бежать «через не могу», тогда с каждым разом будет получаться бежать все дальше и дальше. Человек никогда не знает, где 100% его умений. Одного польского штангиста спросили, какой из 10 подходов к штанге для него самый полезный. Он ответил — одиннадцатый! Кстати, если на собеседовании на позицию медицинского представителя вам зададут вопрос: «Как вы оцениваете свое трудолюбие по пятибалльной шкале?», смело отвечайте — на 6 баллов, обещайте и подтверждайте!
Выработать навык нелегко, ведь мозг всегда будет сопротивляться чему-то новому, стремиться сохранить свой статус кво. Мозг хорошо осознает, что слишком доверчивые люди уже давно на кладбище, поэтому будет искать отговорки для приобретения нового навыка: «начну бегать, но не сейчас, сейчас много работы», «начну бегать, когда потеплеет, или с нового года» и т.д.
Именно навык максимально капитализирует медицинского представителя, делает из него ценного сотрудника. Но правильный навык требует усилий для выработки и максимальной концентрации.
«Думаете ли вы, что можете все, или думаете, что не можете ничего —  в обоих случаях вы правы»

А. Эйнштейн

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выявление потенциала и потребностей врача.

Здесь в идеале представитель должен сам выступить в роли врача, который способен поставить диагноз. На этом этапе нужно задавать вопросы, хотя бы для того чтобы понять, нужен вам этот врач или нет. Вот здесь-то и таится основная угроза. Врачи привыкли к обилию ситуационных вопросов, и они их раздражают. Тем более что многие представители задают вопросы стандартно и машинально. По типу: «Сколько у вас таких пациентов в месяц?», «Что обычно вы рекомендуете при этих состояниях?». По сути, это открытые вопросы и, в общем-то, они правильные, но современный врач к ним привык, кроме того, врачи не очень любят считать. Сколько пациентов? Да откуда я знаю, все время по-разному. Врачи любят считать до трех: три стадии болезни, три нозологические формы. Еще одна причина нелюбви врачей к ситуационным вопросам — это действия самих медицинских представителей. Часто эти вопросы задаются в стиле полицейского допроса. Чего хочет врач? Денег. Безопасности положения, стабильности в работе...

Управление базой клиентов, подготовка к визиту, цель.

Внешняя служба медицинских представителей — один из самых важных и дорогих инструментов фармацевтического маркетинга. Аналитические источники утверждают, что прямые затраты на содержание службы медпредставителей в среднем составляют 30% оборота фармацевтической компании, визит медицинского представителя — это очень дорогое удовольствие, стоимость одного визита — $40-60. Да, будучи медицинским представителем, в это трудно поверить, ведь это не ваши затраты, а компании. Причем затраты на один визит постоянно растут, в Германии, например, этот показатель выше 100 евро. Существует достаточно эффективная «КНК модель», которая расшифровывается как «Количество. Направление. Качество». С количеством все понятно, есть формула: Необходимое количество представителей = Целевой сегмент (врачи + аптеки) × Выбранную кратность  посещения / Норму визитов. А вот с направлением визитной активности (к кому ходить) все сложнее. Заслуживают внимания три основных аспекта данного вопроса: ...

Его Величество ВИЗИТ. Техники персонального визита к врачу.

Из предыдущей главы мы узнали, какие роли может играть врач в беседе с медицинским представителем и с помощью каких приемов реально получить «доступ к телу» интересного нам специалиста. Теперь важно разобраться в том, что такое эффективный визит и как его правильно строить. Существуют пять этапов визита к врачу: Установление контакта Выявление потребностей Презентация предложения Работа с возражениями Заключение сделки. Именно так должен проходить качественный визит. Разумеется, бывают нюансы и множественные модификации, но для того чтобы понять, как играть не по правилам, а уж тем более придумывать свои правила, нужно познать классику. Важно также, что визит стал существенно короче, и иногда приходится нарушать фазность в условиях нехватки времени. Важно знать принцип ВИЖД (Внимание, Интерес, Желание, Действие, он же AIDA — Attention, Interest, Desire, Action). С самого начала нужно овладеть вниманием врача, вызвать его интерес, далее у врача должно возникнуть желание работат...